Skip to content
Капоэйра в Ижевске
ABADA-capoeira
Home Мастера Berimbau. Путь к сердцу через Беримбáу.
Berimbau. Путь к сердцу через Беримбáу.
04.09.2009 15:33

От автора


Основную ценность учебное пособие представляет в первую очередь для тех, кто занимается капоэйрой, поскольку умение капоэйриста играть на беримбау является обязательным. Несмотря на то, что существуют различные виды беримбау, в данном труде не делается различия между ними, поскольку теоретические основы музыки и основы техники игры едины для всех видов беримбау.
Данное пособие затрагивает теоретические и практические основы игры на беримбау и не призвано ответить на все вопросы музыкальной теории. Я затронул самые необходимые основы нотной грамоты, которые позволят ученикам читать ритмы беримбау и записывать новые. По моему мнению, знание нотной грамоты обеспечивает огромной свободой в изучении и сочинении ритмов, поскольку избавляет ученика от необходимости «подбирать» ритмы на слух.
Я старался излагать материал в достаточном объеме и максимально доступном для понимания виде (с использованием рисунков, фотографий и пояснений к ним), для того чтобы каждый желающий (вне зависимости от возраста) мог ознакомиться с некоторыми историческими фактами, связанными с беримбау, и без труда смог научиться играть на этом инструменте.


Альберт Сол

Устройство беримбау


1. Ве́рга (порт. verga) — специально обработанная деревянная палка (бириба, перейра, иногда другие породы). Подходящая длина верги для гунги - 170 см, для медиу - 160 см, для виолы - 150 см. На верхнем торце набит кусочек толстой кожи, что предохраняет вергу от расщепления струной при натяжении и игре.

2. Стальная струна — ара́ме (порт. arame). Раньше в качестве струны использовались жилы животных, а на сегодняшний день используется стальной корд от автомобильных или велосипедных шин.

3. Каба́са (порт. cabaça) — высушенная полая тыква (лагенария перехватка, лагенария бутылка). Кабаса играет роль резонатора, по типу деки у гитары или скрипки. С другой стороны есть два небольших отверстия, через которые продета веревочная петля, с помощью которой тыква крепится на верге. Для виолы подойдет тыква сферической формы диаметром около 150-200 мм, для медиу - 200-250 мм, а для гунги - более 250 мм. Но точно сказать, что размеры тыквы определяют звучание инструмента нельзя. Подбором длины верги и диаметра кабасы добиваются требуемого звучания.

4. Баке́та (порт. baqueta, vaqueta, vareta) — небольшая деревянная палочка, которая изготавливается из дерева или бамбука и служит для извлечения звуков.

5. Добра́о (порт. dobrão) — небольшой плоский камень или монета. Добрао служит для изменения тембра беримбау и высоты тона звучания струны.

6. Кашиши́ (порт. caxixi) — сплетённая в виде корзинки с жёстким дном (обычно вырезанным из кабасы) погремушка (шейкер). Звук кашиши дополнаяет звучание струны беримбау и делает ритмический рисунок игры более четким. Кашиши держат в той же руке, в которой находится бакета.

Положение тела во время игры


Во время игры на беримбау, тело капоэйриста должно находится в положении, при котором мышцы не будут перенапрягаться и доставлять неудобства. Наиболее оптимальные положения тела:
• Сидя на стуле или на лавке. Если вы сидите на стуле, то не занимайте всю поверхность сидения, а сядьте на треть или не больше, чем на половину стула. Ноги на ширине плеч, упираются в пол полной стопой. Обратите особое внимание на осанку: держите спину ровно. Между плечом и предплечьем оптимальный угол около 90 градусов. Это касается обеих рук.

• Стоя. Ноги на ширине плеч, спина прямая. Обратите особое внимание на осанку: держите спину ровно. Между плечом и предплечьем оптимальный угол около 90 градусов. Это касается обеих рук.


Основные обозначения


Тонч (обозначение a) ) – является фактически двумя лигованными звуками «тон» и «чи» (обозначение b) ). За время одного удара бакетой по струне, кабаса из открытого положения переходит в закрытое, в результате чего звук, как бы глушится. Длительность звука составляет 2 шестнадцатые.


 

Точка под нотой означает, что кабаса закрыта (прижата к телу). 

Вертикальная полоса под нотой означает, что во время удара бакетой по араме, кабаса сначала открыта, а во время звучания кабаса закрывается. Иными словами, за время одного удара бакетой по струне, кабаса из открытого положения переходит в закрытое, в результате чего получается звук, который вербально можно представить как «ау».

 

Галочка над нотой означает встряхивание кашиши.


Галочка в скобках означает, что встряхивание кашиши делается по усмотрению играющего.

 

Две расходящиеся вертикальные линии с буквой «с» (cabaca) в начале, означают, что кабаса из закрытого положения должна постепенно перейти в открытое положение к той ноте, до которой тянутся линии.

 

Строй, диапазон, настройка беримбау


Перед игрой беримбау настраивают, но после игры струну необходимо расслабить полностью.


Основные ритмы


Существует достаточно много ритмов в капоэйре. До сих пор идет полемика о том, какие ритмы есть, каких нет, какие искусственные, какие производные, какие существуют «изначально». Cамым главный ритмом в капоэйре считается Ангола.
Toque Angola

Вербальная нотация: Ангола.
Ритм под который проходит традиционная Рода Ангола.
Под этот ритм стиль игры медленный, игроки расположены максимально близко к земле. Со стороны игра кажется очень расслабленной и ленивой. Из ритма Анголы, как принято считать, развились остальные ритмы. Каждый из них имеет свою эмоциональную окраску, передает разную энергетику.


Toque Sao Bento Pequeno De Angola


Вербальная нотация: Сао Бенту Пекену де Ангола.
Ритм, берущий начало из ритма «Ангола». Как правило играется беримбау-медиу, одновременно с беримбау-гунгой, который играет просто Анголу.

 

Toque Sao Bento Grande De Angola


Вербальная нотация: Сао Бенту Гранже де Ангола
Свободная игра, скорость игры задаёт ритм, а характер — сами игроки. Игра может быть как жёсткой с полноконтактными ударами и бросками, так и вовсе бесконтактной со множеством акробатических движений.

 

Toque Sao Bento Grande De Regional (Sao Bento Grande De Bimba )


Вербальная нотация: Сао Бенту Гранже де Хежионал (Сао Бенту Гранже де Бимба)
Ритм был придуман мастером Бимбой специально для роды стиля Режиональ. В отличае от бенгелы, тут все удары доводятся до конца, но при этом не пропадает игровой аспект капоэйры в роде. Последовательность движений более простая, чем в бенгеле, и выполняются более простые перемещения, используются прыжковые удары, акробатические элементы.
В режионале, как правило, поются простые коридус (порт. corridos - это диалоговая песня, где солирующий поет фразу, а хор ему отвечает. Как правило строки достаточно простые). Сам ритм достаточно быстрый, но лучше всего его прочувствовать, когда режиональная игра начинается с темпа чуть быстрее бенгелы. Когда ритм начинает разгоняться, создается ощущение пульсации. При этом движения джинги и перемещения не должны быть суетливыми, только удары наносятся с высокой скоростью и, во многих группах, в полный контакт. Неопытным капоэйристам не рекомендуют выходить в роду под этот ритм, так как они могут пострадать.

Toque Benguela


Вербальная нотация: Бенгела
Ритм придуманный знаменитым мастером Бимбой, под который игроки показывают степень владения своим телом. Сегодня во многих школах капоэйры Режионал и Контемпораньи выполняет роль ритма для учебной игры. В своё время его ввёл Местре Бимба для того, чтобы младшие ученики тоже могли играть и учиться в роде. На сегодняшний день под Бенгелу ведётся игра старших учеников, своеобразная «дуэль», в которой каждый пытается поставить в невыгодное положение своего «противника», при этом показав себя с лучшей стороны в искусстве владения телом. В игре под бенгелу удары выполняются медленно и максимально близко к телу противника, а сама игра идёт, в основном, на нижнем уровне.
В основном в бенгеле поются мелодичные квадрас (порт. quadras – это песня, в которой куплеты и припевы состоят из сложных стихов). Ритм бенгелы плавный, при этом по темпу он чуть быстрее анголы. Однако, он может разгоняться и держать достаточно высокий темп, диктуя игрокам быстрее перемещаться и чаще взаимодействовать друг с другом.

 

Toque Cavalaria

Вербальная нотация: Кавалария
Обычно этот ритм исполнялся для предупреждения о рейде горной кавалерии или полиции, которая часто пыталась поймать капоэйристов и запретить любые проявления воинской Афро-Бразильской культуры, которые могли на самом деле носить угрожающий характер. Ритм имитирует стук копыт приближающихся лошадей.


Toque Samba De Roda


Вербальная нотация: Самба ди Хода
Самба Ди Хода это танец-игра мужчины и женщины внутри роды.


Toque Apanha Laranja No Chao


Вербальная нотация: Апана Ларанжа Но Шау
Информация о ритме…

Toque Santa Maria


Вербальная нотация: Санта Мария
Ритм предназначен для игры мастеров и продвинутых учеников.


Toque Iuna

Вербальная нотация: Иуна
Ритм, созданный мастером Бимбой и названный по имени бразильской птицы, предназначен для игры мастеров и других очень продвинутых игроков, под него игра преобретает изощренные формы, богатые сложными элементами. Характерен более для направлений Режионал и Контемпоранья, иногда, впрочем, исполняется и в анголейрских школах.

Toque Idalina


Вербальная нотация: Идалина
Информация о ритме…

Toque Jogo De Dentro


Вербальная нотация: Жогу Ди Дентру
Традиционный ритм капоэйры Ангола, призывающий играть очень близко друг к другу, преимущественно внизу, добиваясь набольшего взаимодействия между участниками игры. Существует несколько вариантов игры этого ритма.
Может исполняться как в медленной, так и в быстрой форме. Разновидностью этого ритма в некоторых современных направлениях капоэйры является ритм миудинью (порт. Miudinho), обычно играемый довольно быстро.

Toque Barravento


Вербальная нотация: Барравенту
Информация о ритме…

Toque Aviso


Вербальная нотация: Авизу
Информация о ритме…

Toque Amazona


Вербальная нотация: Амазона
Информация о ритме…

Toque Miudinho


Вербальная нотация: Миудинью
Информация о ритме…

Toque Muzenza


Вербальная нотация: Музенза
Информация о ритме…

Обновлено 04.09.2009 16:15